вторник, 4 августа 2015 г.

Еще раз Дмовский .

Прогнозы Дмовского в отношении перспектив украинской государственности, сделанные еще в 1930-е годы, оказались хирургически точными, предсказав не только основные причины системных сбоев украинского нациестроительного проекта, но и такие существенные детали, как профессиональный, моральный и даже этнический облик украинской элиты. Размышления польского политика о неразрешимых проблемах украинской государственности в известной мере касаются и других постсоветских государств.


Отвечая на вопрос о том, почему именно Германия так энергично взялась за разработку украинского вопроса, Дмовский указывает на стремление Берлина использовать данный проект для реализации собственных политических и экономических интересов и для одновременного ослабления России. По мнению польского политика, украинские черноземы и активная разработка месторождений угля и железной руды в Донбассе усиливали экономический потенциал России, объективно означая не только сужение российского рынка для немецкой промышленности, но и растущую экономическую конкуренцию России с Германией в Азии. Кроме того, усиление позиций Германии в Турции заставляло Берлин стремиться к ослаблению России в бассейне Черного моря. «Все эти опасности и проблемы ликвидировал смелый план создания независимой великой Украины, - подчеркивал Дмовский, объясняя причины заинтересованности Германии в создании украинского государства. – Учитывая культурную и национальную слабость украинского элемента, его неоднородность, присутствие на черноморском побережье иных этносов, не имеющих ничего общего с украинством, наличие в регионе еврейского населения и немецких колонистов (на Херсонщине и в Крыму), можно было быть уверенным в том, что новое государство окажется под мощным немецким влиянием… Независимая Украина была задумана как экономический и политический филиал Германии…».

Помимо ослабления России второй важной причиной стремления Берлина к созданию независимой Украины был польский вопрос. Дмовский подчеркивал, что из всех трех стран, разделивших Речь Посполитую в конце XVIII века – Австрии, Пруссии и России – именно Берлин рассматривал польский вопрос комплексно, имея в виду все населенные поляками области, а не только польские земли, вошедшие в состав Пруссии. В отличие от Австрии и России, утверждал Дмовский, «Германия не переставала опасаться возвращения польского вопроса на международную арену. Этого не скрывал Бисмарк; Бюлов же открыто заявлял, что Германия борется не только со своими поляками, а со всем польским народом». Поскольку Германия стремилась не допустить возрождения польской государственности или, в случае невозможности этого, минимизировать размеры будущей Польши, проект «Украина» был логично избран в качестве инструмента реализации этой цели. «Создание украинского государства с границами, вклинивающимися в глубину польских земель, было самым простым способом ослабления Польши… Таким образом, - резюмировал Дмовский, - украинский план был лишь способом нанесения мощного удара одновременно и по России, и по Польше».
перспективы независимого украинского государства Дмовский оценивает крайне скептически, подкрепляя свои мысли убийственно точными и беспощадными аргументами. «Молодые народности… вследствие недостаточного запаса тех традиций, понятий и инстинктов, которые делают из людской массы народ, а также по причине недостаточного политического и управленческого опыта, часто сталкиваются с неразрешимыми для них проблемами, вступая на путь самостоятельного государственного существования», - обоснованно замечает Дмовский. Проблемы Украины в случае ее появления на политической карте в качестве независимого государства, по мнению Дмовского, лишь усугубятся размерами ее территории, большой численностью и составом населения и особенностями географического положения, будучи несоизмеримыми с проблемами «какой-нибудь двухмиллионной ковенской Литвы».

Среди проблем, с которыми обречена столкнуться независимая Украина, польский политик в первую очередь называет ее отношения с Россией, не без иронии замечая при этом, что «русские продемонстрировали бы наибольшую дряхлость и беспомощность в мире, если бы легко согласились с утратой огромной территории с самыми плодородными землями, с углем и железом, обеспечивающей доступ к Черному морю…».
, не являющееся украинским в этническом смысле, а также отношение к донским землям, к неукраинскому Крыму и даже Кавказу. Русский народ, со своими историческими традициями и с выдающимся государственным инстинктом… находил способ решать все эти вопросы. Новый украинский народ должен будет сразу отыскать свой способ справиться с этими задачами и очень быстро поймет, что это выше его сил».

Впрочем, по словам Дмовского, найдутся лица, готовые заняться практической реализацией «украинского проекта», но здесь, пророчески замечает польский мыслитель, «…начинается трагедия. Нет такой силы, которая предотвратила бы превращение оторванной от России и ставшей независимым государством Украины в прибежище аферистов всего мира, которым тесно у себя на родине: капиталистов, искателей денег…, спекулянтов, интриганов и организаторов разного рода проституции, включая немцев, французов, бельгийцев, итальянцев, англичан и американцев. Им поспешили бы на помощь местные и соседи в лице русских, поляков, армян и, наконец, самых многочисленных тут евреев… Все эти элементы, - подводит мрачный итог Дмовский, - при участии самых пронырливых из украинцев… образовали бы элиту страны. Но это была бы весьма специфическая элита, ибо ни одно другое государство не могло бы похвастаться столь богатой коллекцией международных каналий…».
Любопытно, что подобные крайне нелестные отзывы о качестве украинской политической элиты оставили и другие современники. Так, В.В. Зеньковский, являвшийся министром по делам исповеданий в правительстве Украины при гетмане Скоропадском в 1918 г., писал в своих мемуарах, что «политическая психология украинских деятелей лишена реализма, трезвого и делового подхода, выдержки и хладнокровия…».Зеньковский особо отмечал, что мышление современной ему украинской элиты «направлялось исключительно категорией желанного и почти не считалось с категорией реализуемого… Второй чертой политической психологии украинской интеллигенции я считаю ее склонность к театральным эффектам, романтическую драпировку под старину, …любовь к красивым сценам, погоню за эффектами…».

В заключении Дмовский ставит неутешительный диагноз украинской государственности, подчеркивая, что «Украина стала бы язвой на теле Европы; люди, мечтающие о культурном, здоровом и сильном украинском народе…, убедились бы в том, что вместо собственного государства они получили некое международное предприятие, а вместо здорового развития – прогрессирующий распад и гниение…»

По материалам Д.И.Н . Кирилла Шевченко . Сайт Западная Русь .
http://zapadrus.su/slavm/ispubsm/1130-tut-nachinaetsya-tragediya-roman-dmovskij.html


Пы.Сы. Захотелось перечитать и напомнить в свете новостей про КСУ. С уважением ко всем М.М.

Комментариев нет: