пятница, 10 мая 2013 г.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Живые и мёртвые.


"Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…" (с).
/А.Т. Твардовский/


Доброго дня, люди.

Сегодняшний день - это не просто дата, отмеченная в календаре красным цветом. Это нечто гораздо более глубокое и фундаментальное, затрагивающее очень сокровенные струны в душе нации и каждого человека, принадлежащего к ней. Для каждого, к кому этот день имеет отношение (как непосредственное, так и перешедшее по праву рождения), он - событие глубоко личное, даже если человек по каким-то своим причинам желает это отрицать. Этот день имеет ярко выраженную эмоциональную составляющую, такую, какой нет ни у одного другого дня в году. И ни у какого другого исторического события тоже. Для меня это великий день. И великий праздник. Главный праздник. И сей факт всегда был столь очевиден, что ранее никакого дополнительного осмысления или обоснования он не требовал. Какой смысл доказывать, что Волга впадает в Каспийское море, а Солнце восходит на востоке? Какой смысл доказывать, что Земля вертится? Зачем обосновывать то, что две параллельные прямые не пересекаются?

Какой смысл доказывать, что чёрное - это чёрное, а белое - это белое?

Даже просто говорить об этом в большинстве случаев просто глупо. Потому, что есть такое слово "аксиома", которое означает истину, не требующую доказательств... Но в некоторых случаях говорить приходится. И эти случаи тоже, по-своему, полезны, так как позволяют тебе самому посмотреть на вопрос "незамыленным" взглядом. И то, что раньше было просто очевидно тебе, как данность, ты можешь воспринять теперь уже на сознательном уровне, поняв, какое значение, какие великие смыслы за этим стоят.

В минувший год вокруг Дня Победы развернулось крайне неприятное движение. Собственно говоря, оно присутствовало и раньше, но по мелочам и по углам, причём, очень дальним и тёмным. Но сейчас оно внезапно набрало силу и, местами, приняло характер настоящей идеологической войны - уровень непримиримости сторон именно таков. И пусть это происходит на достаточно локальном участке русского дискурса, пусть, во многих случаях, в него вовлечены маргинальные сообщества, больше напоминающие секты, но обсуждение начало выплёскиваться за их пределы, входя в обиход национально-освободительного движения и становясь его проблемой. Суть этой точки зрения состоит в том, что День Победы - это, дескать, вообще не праздник. Что тут праздновать, говорят они? Гибель миллионов русских? Это не повод для торжества и вообще, победила не Россия, не русский народ, а коммунистическая идеология. И чем скорее, по их мнению, мы откажемся от Дня Победы и вообще от почитания самого "культа Победы", тем скорее воспрянет русская нация.

Какая очаровательная подмена понятий. Спорить с ними я не хочу. Как минимум по причине бессмысленности такого спора: сдаётся мне, что мы и они существуем в несколько разных системах координат и картина у того, кто смотрит на слона с лицевой стороны, будет иной, нежели у того, кто пытается заглянуть слону под хвост. Да и не было у меня такого желания изначально. Сказать по правде, я бы вообще не начинал этот разговор, но тут уж, что называется, "ststus obligat" - положение обязывает. Я знаю, что многие хотят услышать моё мнение. И знаю, что промолчать я не имею права. По целому ряду причин. Вот я своё мнение и выскажу. Тем более, что я действительно очень крепко подумал над смыслом сегодняшнего праздника и многое понял. За что гражданам "развенчивателям культа Победы" большое спасибо.

Начну с простого. Свернуть )
День Победы - это отнюдь не символ торжества коммунистической идеологии и совершенно точно не символ "победы демократии над тоталитаризмом", как его пытаются изобразить некоторые особенно "проевропейские граждане". Совсем нет. Более того, считать так может только очень ограниченный или попросту очень глупый человек. Мой прадед не был коммунистом. О, нет, как раз наоборот. Он был старовером-кержачом - человеком глубоко религиозным и набожным. И отстаивание ценностей атеистической идеологии - это последнее, что пришло бы ему в голову. Но он был русским. Когда началась война, он был уже в непризывном возрасте. Но он сразу всё понял. И пошёл добровольцем в первые же дни... И погиб в первый же год. А перед смертью насмотрелся такого, что в последнем своём письме с фронта даже усомнился в существовании Бога. Он что, тоже большевик? Идите к чёрту. И таких, как он, было не просто большинство. Их было подавляющее большинство. Воевал весь народ. И воевал не за коммунизм, а за землю родную и за то, чтоб их дети не стали рабами оккупантов, не державших славян за людей. А так же за то, чтобы их народ просто не перестал БЫТЬ. Не разделил судьбу галлов и ромеев. Вряд ли мой прадед Иван знал имена этих сгинувших народов. Но сердцем он всё понимал. Как понимали миллионы других, таких же, как он, добровольно отдавших свои жизни, чтобы те, кто сейчас пытается обесценить смысл их подвига, могли писать свои перлы на русском языке. Так о какой "победе большевизма" может идти речь? 9 мая 1945 года - это день победы русского народа и Русского Духа. Да о чём вообще можно говорить, если это, фактически, признал даже Гитлер незадолго до своего финала. Каждый, кто пытается придать ему иное значение - лжец, преследующий собственные мелкотравчатые идеологические цели. А все такие утверждения - не более, чем перхоть, судьба которой лишь в том, чтобы осыпаться в грязь.

А вот по поводу гибели миллионов русских вопрос куда серьёзней и куда фундаментальней, чем его пытаются представить не только противники Дня Победы, но и его сторонники. Даже они, во многом, не понимают степени глубинности того, что празднуют. Это ведь была не просто гибель. Это было массовое самопожертвование. Великая гекатомба на алтарь собственного народа. Добровольное заклание десятков миллионов человек. Вдумайтесь на секунду: нация принесла в жертву свой цвет, своих лучших людей, соль земли своей для того, чтобы у остальных было будущее. Чтобы дети и внуки жили на своей земле своим умом и своей волей. Да и просто для того, чтобы они жили. И страна жила. Да, именно этой ценой была вырвана Великая Победа. А что, кто-то знает другую цену? И именно поэтому День Победы - это не "праздник смерти".День Победы - это праздник жизни и её торжества над смертью. Он имеет то же символическое значение, что и Пасха: победа над смертью и возрождение к новой жизни. И именно из этого вытекает ещё один, куда более глубокий смысл этого праздника.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вообще такое "народ"? В чём состоит сама его сердцевина, его суть, его сердце. Что такое национальная культура и национальная традиция? Что есть то, без чего он просто не может существовать в принципе? Самое занятное, что ваш покорный слуга принадлежит как раз к тем, кто всерьёз об этом не задумывался. До этого момента. А теперь я понял: народ - это единство живых и мёртвых. Народ - это связь предков и потомков. Народ - это непрерывность. "Великая Цепь" - как называли это индейцы навахо. Цепь, которая не должна прерываться, иначе народу конец. И День Победы - это даже не символ такого великого единства. Это и есть оно. Вдумайтесь: несколько десятков миллионов наших предков добровольно принесли себя в жертву для того, чтобы этот день стал возможен. И в этот день мы ощущаем связь с ними. Мы стоим перед их лицом и смотрим им в глаза. День Победы - это единая соборная душа русского народа.То, что полубезумный великий русский религиозный философ Даниил Андреев называл "Навной". Это то, без чего любой народ распадается на аминокислоты. Становится протоплазмой. Слизью. Навозом, на котором будут произрастать другие народы. Это константа, скрепляющая нацию вне зависимости от того, произошло или нет национальное пробуждение и национальное самоосознание. Это - сердце нации. И если его вырвать - нации не станет. Даже если просто проанализировать, повнимательнее присмотреться к ходу исторического развития человечества, то это становится очевидно. Великие войны такого исторического масштаба по праву становились у многих народов национальными эпосами, такими, как "Шахнаме", "Иллиада" и "Махабхарата". Кстати, как вы думаете, почему персы, эллины и индусы ухитрились пережить все выпавшие на их долю исторические потрясения и сохраниться, как народы до сих пор? Почему персидская, эллинская и индуистская культура прожили так невероятно много? Пусть эволюционируя, пусть неизбежно видоизменяясь со временем, но прожили! Они до сих пор говорят на своих языках. Они до сих пор помнят, кто они и откуда. Они до сих пор ощущают себя продолжением того, древнего, легендарного и им не нужно для этого ничего выдумывать. Почему так? А вот именно поэтому. Потому, что у персов есть "Шахнаме", у эллинов есть "Иллиада", а у индусов "Махабхарата". И дело даже не в книгах. Книги - всего лишь материализация традиции. А дело в самой традиции почитания своих предков, их подвига и их побед. Это точно такие же константы, скрепляющие персов, эллинов и индусов, как День Победы скрепляет русских. Да и не с него ли началось то самое национальное пробуждение, о котором так много говорят г-да "разоблачители"? Над этим тоже стоит поразмыслить.

Могу привести и более свежие примеры. Давайте посмотрим на наших противников в той войне: на немцев и японцев. И сравним, что из себя сейчас представляют те и другие. Прикинем их исторические перспективы на будущее и разберёмся с причинами. Даже с первого взгляда становится очевидно, что судьба этих народов не просто разная, а ОЧЕНЬ разная. Хотя, казалось бы, обе страны воевали, обе пережили сокрушительное поражение и разрушение чуть ли не до уровня щебня, обе пережили долгую и унизительную оккупацию. Вот только немцы сейчас умирают, погружаясь в болото небытия и исторического конца, а японцы, напротив, умирать, вырождаться и сходить с исторической арены совсем не собираются. Так в чём же дело? В каком месте произошёл тот великий мистический надлом, после которого судьбы этих народов стали такими разными? А всё очень просто: немцы отреклись от своих предков. Да, они не сами этого захотели, да, их заставили - НО ОНИ ЭТО СДЕЛАЛИ. А японцы нет. И немцы превратились в дерево без корней. Потому, что хороши предки или плохи - это предки. Немцы предали их анафеме. Они от них отвернулись. Не только гитлеровский период, но и всё, что было до него, они теперь вспоминают со стеснением и со стыдом. И умирают. Медленно и отвратительно вырождаются, превращаясь в труху. Их национальный дух мёртв. Их соборная душа мертва... А в Японии, в самом сердце столицы страны, стоит храм Ясукуни, в котором, по синтоистским религиозным догматам, обитают души воинов, погибших за Родину, нацию и Императора. Причём, души ВСЕХ, даже тех, кого сторонники новых либеральных веяний считают военными преступниками. И это самое почитаемое место в стране Ямато. Это самый священный религиозный центр кутьта Синто. Каждый год туда совершается паломничество сотнями тысяч, а то и миллионами японцев, от премьер-министров, до простых рыбаков. Вот именно поэтому Япония жива, а Германия нет.

А будет ли жить Россия, если у неё вырвать сердце? Будет ли жить русская нация, если её лишить соборной души? Мой ответ очевиден. И он несомненен так же, как то, что Волга впадает в Каспийское море, Солнце восходит на востоке, Земля вертится, а параллельные линии не пересекаются. Без наших предков мы никто. Без единства с ними мы навоз. Без их памяти мы - не более, чем лужица протоплазмы. Вонючая и быстро разлагающаяся. Те, кто хочет лишить нас этой связи, в подавляющем большинстве своём просто глупцы. Есть, правда, среди них и те, кто как раз очень хорошо понимает, что делает. Причины у всех могут быть разные (включая самые "благовидные"), но итог, если случится чудо и им это удастся, будет один на всех.

Вот почему для меня этот день - великий день. И вот почему для меня это праздник, который я отмечал, отмечаю и буду отмечать. И детям своим отмечать велю, когда они у меня наконец появятся. Не многие могут знать, каким будет будущее. И я не принадлежу к числу тех, кто на это способен. Но одно я могу сказать со стопроцентной уверенностью: на мне "великая цепь" точно не прервётся.



Александр Трифонович Твардовский.

БЕРЕГ.

В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны
В едином братстве воинском до срока,
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь, в особый этот миг,
Исполненный величья и печали,
Мы отделялись навсегда от них:
Нас эти залпы с ними разлучали.

Внушала нам стволов ревущих сталь,
Что нам уже не числиться в потерях.
И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,
Заполненный товарищами берег.

И, чуя там сквозь толщу дней и лет,
Как нас уносят этих залпов волны,
Они рукой махнуть не смеют вслед,
Не смеют слова вымолвить. Безмолвны.

Вот так, судьбой своею смущены,
Прощались мы на празднике с друзьями.
И с теми, что в последний день войны
Еще в строю стояли вместе с нами;

И с теми, что ее великий путь
Пройти смогли едва наполовину;
И с теми, чьи могилы где-нибудь
Еще у Волги обтекали глиной;

И с теми, что под самою Москвой
В снегах глубоких заняли постели,
В ее предместьях на передовой
Зимою сорок первого;
и с теми,

Что, умирая, даже не могли
Рассчитывать на святость их покоя
Последнего, под холмиком земли,
Насыпанном нечуждою рукою.

Со всеми — пусть не равен их удел, —
Кто перед смертью вышел в генералы,
А кто в сержанты выйти не успел -
Такой был срок ему отпущен малый.

Со всеми, отошедшими от нас,
Причастными одной великой сени
Знамен, склоненных, как велит приказ, —
Со всеми, до единого со всеми.

Простились мы.
И смолкнул гул пальбы,
И время шло. И с той поры над ними
Березы, вербы, клены и дубы
В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появится листва,
И наши дети вырастут и внуки,
А гром пальбы в любые торжества
Напомнит нам о той большой разлуке.

И не за тем, что уговор храним,
Что память полагается такая,
И не за тем, нет, не за тем одним,
Что ветры войн шумят не утихая.

И нам уроки мужества даны
В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
Нет, даже если б жертвы той войны
Последними на этом свете были, —

Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном счастье,
Глазами их не видеть их земли
И слухом их не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,
В конце концов у смертного порога,
В себе самих не угадать себе
Их одобренья или их упрека!

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.

К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой.

Вам не услышать их и не прочесть.
Строка в строку они лежат немыми.
Но вы — мои, вы были с нами здесь,
Вы слышали меня и знали имя.

В безгласный край, в глухой покой земли,
Откуда нет пришедших из разведки,
Вы часть меня с собою унесли
С листка армейской маленькой газетки.

Я ваш, друзья, — и я у вас в долгу,
Как у живых, — я так же вам обязан.
И если я, по слабости, солгу,
Вступлю в тот след, который мне заказан,

Скажу слова, что нету веры в них,
То, не успев их выдать повсеместно,
Еще не зная отклика живых, —
Я ваш укор услышу бессловесный.

Суда живых — не меньше павших суд.
И пусть в душе до дней моих скончанья
Живет, гремит торжественный салют
Победы и великого прощанья.

1948.





СЛАВА РОССИИ!
Искренне ваш, Павел Раста.

Комментариев нет: