Украина: между Западом и Россией. Часть третья
8 июня 2014, Доклад Изборского клуба
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Референдум в Крыму 16 марта состоялся, 96,77% из 82% голосовавших избирателей высказались за Россию и против необандеровцев. В Киеве и на Западе объявили и итоги референдума, и само его проведение "нелегитимными", угрожают самыми жёсткими и обширными санкциями за "нарушение территориальной целостности суверенного государства". Ближайшие дни могут стать решающими для судеб не только Украины и России, но и всего мира.
С момента захвата власти в Киеве представителями оппозиции прошло больше трёх недель. Срок, вполне достаточный для того, чтобы оценить характер и дальнейшие перспективы новой киевской "власти" уже сегодня.
Турчинов, Яценюк и Ко — это "правительство" гражданской войны. Они пришли к власти на волне гражданской войны в форме Евромайдана, они держатся во власти только благодаря гражданской войне, любое прекращение гражданской войны означает автоматическое прекращение их власти. Главной целью такой гражданской войны является формирование "интегральной украинской нации" из нынешнего народа Украины, приросшего к русской цивилизации.
При этом, как отмечает исходящий из местных реалий политолог Ростислав Ищенко: "Никто не будет убивать людей сотнями на улицах, чтобы не дать повод России ввести войска. Кто-то просто исчезнет, кто-то будет арестован и получит срок за участие в массовых акциях, кто-то погибнет от рук неизвестных, и преступление будет считаться вполне бытовым…"
Иными словами, террор планируется как "точечный", его задача — не физическая "зачистка" Украины от русских, русскоязычных и "несвидомых" (несознательных) украинцев, а уничтожение или подчинение любых центров альтернативной "майдановцам" организации населения страны: от средств массовой информации до, извините, кружков филателистов (интерес к российским почтовым маркам подозрителен, не правда ли?) и пения (в репертуаре русских песен быть не должно) и т.д.
Перспективы социально-экономические
Согласно экономической модели Евромайдана, юго-восток Украины снова должен стать "кормовой базой" для Запада и захваченного Западом Киева. Так было до Януковича, который эти финансовые потоки прекратил, но не вернул их русскоязычным регионам, а перенаправил в свою личную пользу, вдобавок попытавшись наложить на олигархические структуры, даже на своего главного спонсора Рената Ахметова, дополнительные, якобы "антикризисные", обременения. В результате запад при поддержке олигархов против четвёртого президента Украины восстал, а юго-восток, ничего из обещанного Януковичем на президентских выборах 2010 года не получивший, его не поддержал.
Стоит заметить, что в "мозговом штабе" Януковича работали американские советники, тесно связанные со структурами Республиканской партии. И не просто работали, но во многом определяли его социально-экономические решения, "курируя" ближайшее окружение президента, включая сына Александра, который за неполных четыре года отцовской легислатуры вошёл в пятерку самых богатых людей Украины, что означает состояние не менее чем в 2,5 млрд долл.
То, что украинская экономика ещё менее эффективна и ещё более коррумпирована, чем экономика российская, признал и президент Путин на пресс-конференции 4 марта.
Как решают проблемы украинской экономики новые киевские "власти"?
Через тотальное сокращение социальных расходов правительства (которое будет частично компенсироваться для "своих" регионов, то есть запада и центра, а для жителей юго-востока — не будет), повышение коммунальных тарифов и прочие акции по списку МВФ для получения кабальных кредитов. "Мы согласны на любые условия, у нас просто нет другого выхода", — публично жаловался в телеэфире назначенный на должность и.о. президента страны Александр Турчинов. Что ж, лозунг "Рабство — это свобода!" был придуман задолго до Евромайдана. Теперь рабы МВФ дорвались до власти и готовы порабощать подавляющее большинство граждан Украины.
Известный российский экономист Михаил Хазин справедливо отмечает: "Нынешняя украинская "власть" ничего не имеет для поддержания своих действий, кроме политической поддержки ряда стран Запада. Но для того, чтобы отвечать по взятым кредитам, этого мало. Можно, конечно, переправлять за рубеж национальные богатства (о чём уже пишут в СМИ, хотя проверить пока будет сложно), можно отдавать западным компаниям инфраструктурные компании (которые тут же отберут, как только власть сменится), можно базы НАТО открывать (хотя тоже страшновато). Но легальных оснований для пополнения бюджета извне практически нет. Если бы Майдан действительно был "народной революцией", то можно было бы конфисковывать украденные олигархами средства. Но в реальности по итогам Майдана просто была уничтожена одна из олигархических группировок — а остальные не только не согласны делиться, но хотят из того, что осталось от уничтоженных конкурентов, покрыть собственные издержки".
К этому стоит добавить, что именно олигархов, обладающих собственным силовым ресурсом, киевская "власть" ставит управлять "проблемными" для себя регионами. Чтобы те как угодно давили из населения все соки, но при этом заранее оговоренную часть "свежевыжатого" отправляли в "общенациональный" бюджет…
Так, Игорь Коломойский стал губернатором Днепропетровской области, Ренат Ахметов — Донецкой, администрацию самого Донецка возглавил Сергей Тарута, в Одесскую область назначили Владимира Немировского, в Сумскую — Константина Григоришина, в Луганскую — Ивана Аврамова, в Черкасскую — Дмитрия Фирташа (ныне находящегося под подпиской о невыезде в Австрии, де-факто — передающего свой бизнес американской компании Chevron). Крым готов был принять под свою руку экс-гражданин РФ Вадим Новинский, но "не срослось".
Иными словами, добрую половину территории страны вместе с её населением лидеры Евромайдана сдали "в откуп" или "в аренду" олигархам — точно так же, как в XVI-XVII веках магнаты Речи Посполитой сдавали их "факторам".
Это означает, что на миллионы граждан Украины накладывается почти средневековая система скрытого налогообложения. Уже сейчас шахтёры Донбасса получают не более 20% номинальной зарплаты — это фактически значит, что четыре рабочих дня в неделю из пяти они работают на "хозяина" бесплатно, как крепостные на пана. Кто не хочет при этом умирать от голода — может пойти в банк и взять кредит. Не исключено — из своих же, заработанных, но не выданных на руки денег, только уже под проценты…
Миллионы граждан Украины под крики о "свободе" фактически проданы в рабство уже сейчас — таковы социально-экономические итоги победы Евромайдана. А вытекающие из них перспективы, как отмечено выше, чрезвычайно просты — производительность труда упадёт, а протестные настроения будут становиться всё шире и глубже, их проявления будут варьироваться от массовых забастовок до народных бунтов.
Расчёты на то, что Россия поддержит проамериканскую и антироссийскую Украину низкими ценами на энергоносители, покупкой ценных бумаг и т. д., — абсурдны. Поскольку в данном случае, помимо добровольного признания Россией своего геостратегического поражения, которое пока, по сути, и не состоялось, возникают совершенно неприемлемые военно-политические риски.
Конечно, нынешний Киев рассчитывает на получение кредитов и займов от Запада и США. Вашингтон обещал 1 млрд долл., а ЕС — 11 млрд евро. Но и в том, и в другом случаях предлагается провести эти средства через МВФ в форме кредитов и с жёсткими монетаристскими условиями, выполнение которых приведёт к качественному ухудшению уровня жизни прежде всего в промышленных городах юго-востока. При этом сами средства могут быть предоставлены не ранее чем через 2-3 месяца. То есть уже после назначенных на 25 мая президентских выборов.
Перспективы идеологические
Казалось бы, в современном, деидеологизированном и сверхмонетизированном мире этот вопрос носит весьма отвлеченный, абстрактный и неактуальный характер. Однако на самом деле это не так. Миром правят не деньги, а идеи. В том числе сегодня — идея денег.
Разумеется, подкрепленная целой системой политических, общественных, экономических, национальных и международных институтов. Но время этой идеи, судя по всему, подходит к концу — как на рубеже 60—70-х годов прошлого века подошла к концу идея бесконечного прогресса человечества, разрушенная двумя мировыми войнами и холодной войной.
Идею всевластия денег как таковых разрушит глобальный системный кризис. Уже самая первая и далеко не самая мощная его волна заставила государства мира закачивать гигантские суммы в банковский сектор экономики, чтобы спасти его от краха. В результате долг государств вырос многократно, а некоторые из них оказались на грани банкротства, с уровнем безработицы выше 40% и перспективой полного краха всех социальных гарантий для населения.
Украина с её Евромайданом, на котором задавали тон ультранационалисты — "ультра" до степени неразличения с нацизмом — не исключение из правил, а еще одно подтверждение этого процесса.
Вся идеология "независимой Украины" сегодня "заточена" против России — все эти деятели культуры, учёные, журналисты, общественные активисты и т.д. видят в России "империю зла", которую необходимо разрушить, чтобы выйти из её "гравитационного поля" в "свободный полёт".
Это — задача номер один, условие sine qua non, без выполнения которого невозможно ничто иное. Соответственно, главнейшая и острейшая задача России — выставить вперёд такую идеологию, которая бы ломала как коммерческие соображения, так и идеологические выпады Запада, в том числе и через Киев.
Действительно, двадцать с лишним лет "нэзалэжности" все неудачи и провалы Украины списывались на "большого соседа": на дорогой газ, на русский язык, на "рабскую культуру" и, бог весть, ещё на что — на всё. Украинские националисты сегодня, увы, находятся в изменённом состоянии сознания, подобном состоянию сознания членов религиозной секты (кстати, Александр Турчинов "по совместительству" с постами и.о. президента Украины и спикера Верховной рады является ещё и баптистским пастором). Больше всего их "картина мира" напоминает "картину мира" у поклонников "культа карго" на островах Полинезии после Второй мировой войны. Американцы свернули все военные базы, самолёты с консервами, одеждой и прочими "ништяками", которые объединялись в понятие "карго" (корабельный груз), перестали прилетать, а к ним туземцы уже привыкли. Что случилось? Как тут быть? Желающие могут ознакомиться с дальнейшей историей "каргонавтов" Полинезии. Украинские националисты-"каргонавты" здесь не исключение. Если привычные антироссийские ритуалы перестали давать ощутимый и привычный результат, если Москва не бросается спасать "братьев" от Запада, а Запад — "свободных украинцев" от Москвы, эти ритуалы надо максимально участить и усилить. Тогда прилетит Нуланд и даст печеньку. А Путин — много-много миллиардов долларов.
Вот и заявляет одна из лидеров Евромайдана и партии "Свобода", бывшая "комсомольская богиня" и член КПСС Ирина Фарион, уже после 22 февраля буквально следующее: "Ещё Степан Бандера сделал пророчество о так званой газовой трубе. Это единственное, что москали ещё не украли у нас. Это москали умеют очень хорошо: врать и воровать, воровать и врать, врать и воровать!"
Спрашивается, где Бандера, а где газопровод Уренгой—Помары—Ужгород, начатый строительством только в 1982 году? Какие там "пророчества" по этому поводу мог делать глава ОУН (б), убитый в 1959 году? Не важно. Важно, что Бандера был во всём прав, а "москали" — во всем виноваты.
Чем и как лечить такой ультранационализм? Что делать с этой прослойкой "свидомой" украинской псевдоинтеллигенции, присягавшей на верность то коммунизму, то демократии, а теперь — национализму? Сказать невозможно. Пока Россия, к сожалению, не может предложить ни Украине, ни остальному миру, ни даже самой себе нового идейного концепта, который способен полноценно заменить либерально-монетаристскую доктрину. А пока этого не произойдёт, все эти "майданы" и "болотные" будут представлять для нашей страны, для нашей цивилизации непреходящую и смертельно опасную угрозу. Потому что никакой новой общественно-государственной энергетики мы без такой идеологии освоить будем не в состоянии.
Перспективы военно-политические
Понятно, что ни о какой демократии в подобных социально-экономических условиях речи не идёт, что подобная система может быть основана только на тотальном насилии. Которое в современной Украине призваны осуществлять боевики Евромайдана, преобразованные в "национальную гвардию" под личным руководством министра внутренних дел — удивительное совпадение, тоже "олигарха"! — Арсена Авакова. Для этих украинских "эскадронов смерти", или "штурмовых отрядов", установлена и штатная численность — 60 тысяч человек, которая "в случае необходимости" может быть и увеличена. Об источниках финансирования "национальной гвардии" пока ничего не сообщается. Но если исходить из того, что на Евромайдане рядовым активистам платили по 150 гривен (примерно 600 рублей) в день, то "нацгвардия" потребует минимум 12 миллиардов рублей в год (ясно, что командному составу "нацгвардейцев" будут платить больше). Даже если всё остальное необходимое снаряжение и вооружение достанется киевским "властям" бесплатно, нужны будут ещё затраты на помещения, транспорт, связь, питание, бытовые услуги и т.д.
Ни украинская армия, ни украинская милиция в их нынешнем виде надёжной опорой "майдановцев" быть не могут и подлежат переформированию, которое тоже "влетит в копеечку".
Очень похоже на то, что вся американская и прочая западная финансовая помощь нынешней киевской хунте будет направлена только на её самосохранение (большей частью) и самообогащение (меньшей частью). Ни на что другое денег не останется.
Но это — лишь в случае отсутствия конфликта с Россией. Если такой конфликт возникнет, да ещё с обещанным "Правым сектором" переносом боевых действий и терактов на территорию РФ, то масштабы западного финансирования и возможности формирования силовых структур будут совершенно иными.
Кстати, последние события в Крыму во многом были вызваны не столько "агрессивностью" России, сколько необходимостью исключить провокации "майданной власти" и её американских кураторов против Черноморского флота РФ и его объектов на территории полуострова. О чём уже имелись соответствующие оперативно-разведывательные данные.
Создание "зоны безопасности" для российского флота было синергичным с нежеланием большинства жителей крымской автономии становиться "данниками Майдана" и определило развитие "крымского кризиса".
То же самое обстоятельство, видимо, объясняет и нынешнюю разницу в отношении Кремля к ситуации в Крыму и к ситуации в других русскоязычных регионах Украины, где нет военных объектов РФ.
Интересно было бы спросить всех, кто кричит о "войне России против Украины", об "аннексии Крыма" и так далее, как они относятся к варианту, при котором российских военнослужащих некие "неизвестные" начали бы массово убивать в Крыму, а военные объекты Черноморского флота — захватывать? Понимают ли они, что подобное развитие событий поставило бы Россию перед выбором: или действительно начинать военный конфликт в Крыму с угрозой перерастания в региональную или даже новую мировую войну, или полностью сдаться, вывести флот из Крыма и Севастополя, а на прямых переговорах с Турчиновым, Яценюком и Ко старательно закрывать глаза на социально-экономический, информационный и физический террор против русского и русскоязычного населения Украины, делая вид, что "ничего особенного не происходит", что по другую сторону стола — не политические бандиты-наёмники американских спецслужб с неонацистской подкладкой, а законные представители всего украинского народа?
В сложившихся условиях Россия в Крыму предприняла самые минимально необходимые шаги для обеспечения не только своей национальной, но и глобальной безопасности.
Не исключено, что, вследствие предпринятой США и их союзниками агрессивной информационной и дипломатической кампании против России, этих шагов окажется недостаточно. Помимо угроз санкций на территорию Украины и к её границам перебрасываются всё новые и новые контингенты вооружённых сил США и НАТО. Посаженный 14 марта в Крыму MQ-5B, разведывательно-ударный беспилотник 66-й бригады военной разведки ВВС США, которая в начале марта была переброшена из Германии под Кировоград, дополнительный батальон морской пехоты США, направленный в Киев для "усиления охраны американского посольства", ударные и разведывательные самолеты в Румынии и Польше, военные корабли в Чёрном море — всё это "продолжение политики иными средствами".
В подобных условиях назначенные на 25 мая 2014 года внеочередные президентские выборы в Украине не могут обеспечить свободного волеизъявления украинских избирателей — тем более когда легитимный президент Виктор Янукович не слагал с себя своих полномочий и не был их лишен по каким-либо законным основаниям, но был попросту изгнан из страны.
Россия уже неоднократно заявляла о своем непризнании нового "правительства" Украины, и вряд ли эта позиция будет изменена до смены власти в Киеве (или в Москве) — даже при самом мощном давлении со стороны Запада. Тем самым Украина в её нынешнем формате (без Крыма, с неопределенностью ситуации на юго-востоке страны и с частично признанным "правительством" в Киеве) оказывается в чрезвычайно сложной политической ситуации.
Выходом из неё, разумеется, могли бы стать трёхсторонние переговоры США, России и Великобритании, предусмотренные Будапештским меморандумом 1994 года, — с участием от Украины как президента Виктора Януковича, так и представителей "майданного правительства". Но в подобное развитие событий верится мало, поскольку Запад, признав совершившийся в Киеве переворот легитимным, а Януковича — свергнутым, не оставил себе никаких путей к отступлению на украинском направлении.
Интересно, что США, пытаясь взять на Украине реванш за своё очевидное поражение в Сирии и на Ближнем Востоке, ещё сильнее сокращают зону собственного влияния на международной арене и ослабляют свои конкурентные позиции в борьбе за глобальное лидерство с КНР.
14 марта газета New York Times опубликовала статью известного политолога, профессора Чикагского университета Джона Миршаймера, в которой акценты были проставлены именно на этом обстоятельстве. "Наказывая русских и пытаясь в то же время перетянуть Украину в западный лагерь, он(Барак Обама. — Авт.) делает ситуацию только хуже… Хорошие отношения с Россией необходимы, потому что США нужна Москва, чтобы иметь дело с Ираном, Сирией, Афганистаном и, в конечном счете, чтобы противостоять Китаю — единственному истинному потенциальному конкуренту США", — пишет Миршаймер.
А если подобная точка зрения возобладает в американском истеблишменте (особенно после единовременного "слива" 13 марта американских гособлигаций на сумму более 100 млрд долл., в чём подозревают "частных" китайских инвесторов), лидерам "майданной Украины" не светит ничего хорошего.
УКРАИНА, РОССИЯ И САНКЦИИ ЗАПАДА
Развитие событий на Украине ставит Россию перед угрозой поэтапного введения «санкций» вплоть до «изоляции» со стороны Запада: торговое эмбарго; заморозка счетов и активов, вплоть до средств Банка России и правительства РФ; блокировка всех финансовых операций, вплоть до отключения от систем международных платежей SWIFT и «Виза»/«Мастеркард».
С другой стороны, России предоставляется уникальный шанс изменения своего геоэкономического позиционирования в мире — в связи с отказом от «диктата потребителя» (ЕС) и переходом к собственной стратегии экономического развития.
Наряду с ключевой ролью России в обеспечении Германии и Евросоюза энергоносителями важное значение имеет возможная дестабилизация финансовой системы Европы после введения санкций против РФ.
Несмотря на то что ВВП ЕС в 7 раз по текущему курсу (или в 5 раз по паритету покупательной способности) превосходит российский, несмотря даже на то, что банковская система ЕС по капиталу и активам в 15-20 раз больше российской, устойчивость еврозоны в финансовом отношении подточена высокой и растущей долговой нагрузкой на бюджеты и балансы банков. В таких условиях «российский стресс-тест» может оказаться для европейской финансовой системы чрезвычайно жёстким.
В расчёте ущерба для стран ЕС должны присутствовать не только прямые эффекты от возможной потери европейских инвестиций в экономику России (они оцениваются в 30-50 млрд евро), но и — главным образом — негативные эффекты сокращения внешней торговли с Россией, которые могут вызвать резкое падение прибылей энергетических и других компаний, списания этим компаниям банковских кредитов, включая дефолты по «эффекту домино», падение европейских фондовых рынков на 15-25%, рост безработицы на 3-7%, дестабилизацию системы расчётов. В этой связи и единая европейская валюта может попасть под давление – вплоть до падения к паритету с американским долларом или даже до уровней югославской войны, то есть 0,85-0,9 доллара за евро.
Самые худшие сценарии с втягиванием Германии и стран ЕС в конфликт на стороне незаконной власти в Киеве могут означать ещё больший стресс для ЕС, с расколом стран по отношению к происходящим в центре Европы вооружённым действиям, с падением экономик ряда стран ЕС на 15-25%, что может спровоцировать выход стран Южной Европы из организации, а также распад еврозоны, поскольку европейский стабилизационный механизм не рассчитан на нагрузки в сотни миллиардов евро. Стоит ли «украинская карта», которую разыгрывают США и (с их подачи) НАТО, ОСБЕ и ЕС разрушения европейской экономики и, возможно, самого Евросоюза?
При этом содержание Украины в условиях «революции» и перманентного Майдана, когда все перестают работать и начинают требовать себе плату «профессиональных революционеров», к которым их приучали 20 лет до Майдана (5 млрд долл. от США, как призналась замгоссекретаря Нуланд, и столько же от ЕС и различных фондов) и на самом Майдане — очень дорогое удовольствие.
Состояние экономики Украины в настоящее время — преддефолтное (это отражают рейтинги страны — ССС), переходящее по ряду позиций (например, платежи за российский газ, выплата бюджетных трансфертов регионам, пенсии и социальные пособия населению) к открытому дефолту.
Без внешней помощи Украина в её нынешнем состоянии может просуществовать лишь один квартал — этим и объясняется спешка с назначенными на 25 мая «внеочередными президентскими выборами».
Иллюзия того, что пакета займов в 11 млрд евро до 2020 года (т.е. в среднем 1,5 млрд евро за год) хватит для стабилизации социально-экономической ситуации на Украине — особенно в условиях давления на экономику и финансы «нэзалэжной» со стороны России (отказ от зоны свободной торговли, ценовых скидок на газ и т.д.), — пройдёт очень быстро. Так же, как и иллюзия, будто финансовую систему Украины можно санировать за счёт «направленного дефолта» по отношению к инвестициям и кредитам «северного соседа» (как на Украине называют Россию). Однако и США, и ЕС не исключают возможности решить финансовые проблемы Украины за счёт России, общий объём обязательств перед которой оценивается в 60 млрд долл. (35% ВВП Украины), из них:
— риски российских банков на Украине, по оценкам Fitch, достигают 28 млрд долл. Более половины общего объёма рисков относятся к кредитам местным компаниям, 25% — к российским и украинским бизнесменам, которые привлекали кредиты для приобретения активов на Украине. Эти кредиты подвержены как экономическим, так и политическим рискам, «включая рецессию, потенциальную угрозу правам собственности на заложенные активы и девальвацию гривны - около 60% кредитов предоставлено в иностранной валюте», говорится в сообщении агентства;
— долг перед «Газпромом» за поставленный газ (на конец марта — 2 млрд долл., после отмены с 1 апреля всех скидок и повышения цены российского «голубого золота» на 80% к концу июня он может достигнуть уже 5 млрд долл., но, скорее всего, дело закончится тем, что Москва попросту «завернёт вентиль» для Украины);
— объём прямых иностранных инвестиций в экономике Украины оценивается (согласно анализу Евразийского банка развития всего массива крупных инвестпроектов) в объёме не менее 40% всех накопленных чистых иностранных активов в экономике Украины, или в 28 млрд долл.;
— прямые вложение Минфина РФ в украинские еврооблигации — 3 млрд долл.
Россия предложила пакет стабилизации, который был рассчитан на мирное время: скидка на газ (8-10 млрд долл. в год улучшения торгового баланса) + кредит в размере 15 млрд долл. за год (а не за 7 лет как у ЕС) для стабилизации долговой ситуации. Новая «самопровозглашённая» власть в Киеве не только отвергла этот пакет, не оплачивая поставки газа даже по сниженным ценам и грозя не возвращать полученные 3 млрд долл. за еврооблигации, но и ведёт курс на дефолт Украины, вывозя золотой запас страны и разрушая остатки экономики.
С другой стороны, инвестиции олигархов Украины (прежде всего — в офшорные центры и в страны ЕС) оцениваются в 140 млрд долл. К этим иностранным активам резидентов Украины следует добавить сбережения населения в наличной валютной форме (доллары и евро), которые оцениваются в 50-80 млрд долл. и в 3-5 раз превышают наличную денежную массу Украины в гривнах.
Таким образом, хотя по уровню ВВП на душу населения Украина (около 4 тыс. долл.) официально стоит рядом с Узбекистаном, Тунисом или Египтом и в 3-4 раза уступает показателям России и средним показателям европейских стран, а платёжный баланс страны сводится с растущим дефицитом, вероятная «санация» финансовой системы Украины имеет как минимум три источника: средства России (порядка 60 млрд долл.); средства населения (50-80 млрд долл.); средства олигархов (70-100 млрд долл.). Общий объём этих «резервных фондов» превышает ВВП Украины и является «соблазнительной добычей» для стран-«санаторов».
В случае дальнейшего экономического паралича на Украине резервные средства населения будут использованы на цели выживания (позволяют продержаться несколько месяцев), резервные средства олигархов находятся в основном в офшорных зонах, эти средства обременены сопоставимыми обязательствами (кредитами в адрес украинских предприятий на 77 млрд долл. на конец 2013 года) — т.е. они не могут быть мобилизованы на цели «санации» украинского долга.
Таким образом, самой «лёгкой добычей» кажутся инвестиции России на Украине. Однако российские банки и компании не могут списать такой объём инвестиций без резкого ухудшения собственных балансов. Поэтому Россия как государство будет вынуждено консолидировать все государственные и корпоративные требования к украинской экономике и добиваться их безусловного возврата.
Германия и ЕС в этих условиях, имея на порядок меньшие финансовые требования к Украине, не смогут (как это планируют фонды из США, имеющие требования к Украине в форме пакета её еврооблигаций на сумму порядка 6-8 млрд долл.) выступить «финансовыми стервятниками», отодвинув законные экономические интересы России под предлогом политической обструкции РФ, без угрозы принять на себя эти требования и отвечать за возврат этих кредитов и инвестиций. В противном случае, при отказе от предусмотренных условиями коммерческих договоров обращении на взыскания на залоги и нарушении прав российских собственников украинских активов, Россия будет иметь право взыскивать эти задолженности в любой доступной форме, в том числе со стран и компаний-бенефициаров «узаконенного грабежа» активов РФ на Украине.
Допустить повторения «кипрского прецедента» на Украине (фактической конфискации вкладов российских банков и компаний) под предлогом незначительной (по отношению к размеру российских требований) финансовой помощи со стороны ЕС и США — значит окончательно закрепить разрушение мировой финансовой системы путём отказа правовых систем США, ЕС и их сателлитов, а также эмитентов резервных валют от своих обязательств.
Фактически в этом случае будет запущен механизм саморазрушения мирового финансового рынка: ни банки, ни компании, ни граждане стран ЕС не смогут в этих условиях рассчитывать на соблюдение контрагентами закреплённых в контрактах обязательств. В случае Украины и России речь идёт не о небольшом сегменте финансовой системы, который можно изолировать и забыть (как с Кипром), речь идёт даже не о стоимости «спасения» (реально — замораживания в коме) Греции в 210 млрд евро, или 120% ВВП. Речь пойдёт о прямой финансовой аннексии российской собственности на десятки миллиардов долларов, которая будет объясняться «революционной целесообразностью» (на Украине) и правомочностью санкций (в США и ЕС), но с точки зрения России и всего мира это будет открытая внесудебная конфискация, которая по всем канонам международных отношений равносильна прямому объявлению войны.
Если же санкции затронут средства валютных резервов Банка России и средств фонда национального благосостояния и резервного фонда Российской Федерации, безусловно, в этом случае правительство России будет обязано изыскать способы соразмерного изъятия активов стран-агрессоров (порядка 450 млрд долл.). И такие способы будут найдены с соответствующими последствиями для финансовых систем стран НАТО, осуществляющих нападение в виде финансовых санкций.
Если у России есть возможность демпфировать свои потери путём переориентации доминантного вектора своих экономических связей на Восток и Юг, то у ЕС и Украины эти возможности существуют в значительно меньшей степени, несмотря на все обещания США и лично президента Обамы «дать Европе столько газа, сколько будет нужно».
ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ
После референдума в Крыму и воссоединения полуострова с Россией наша страна должна поддержать пророссийские области юго-востока Украины в их стремлении к федерализации политического устройства «нэзалэжной», создав единый «пояс безопасности» от Харькова до Одессы. При этом следует иметь в виду следующие факторы:
— на Украине наступает кульминация социально-экономической нестабильности с трудно предсказуемыми результатами. Переход Украины к федеративному устройству по примеру ФРГ отвечал бы стратегическим интересам народов как Украины, так и России;
— США и Запад в целом будут вести против РФ войну на истощение, а в настоящее время не в состоянии пойти на массированную внешнюю агрессию на постсоветском пространстве;
— политическому руководству РФ необходимо срочно провести масштабную кампанию по нейтрализации "пятой колонны" внутри страны;
— без новой государственной идеологии ни достичь этих целей, ни объяснить необходимость их достижения не удастся;
— обстановка для России после президентских псевдовыборов 25 мая станет намного сложнее и на Украине, и в международном контексте.
Ещё раз повторим, что схватка на Украине после Евромайдана ещё не закончилась, неонацистские силы и стоящая за ними «большая система» Запада могут и проиграть, но это в значительной мере зависит от активности и эффективности российской внешней и внутренней политики.
И если Россия во главе с Владимиром Путиным сумеет выдержать, прежде всего психологически, свою нынешнюю позицию до конца, невзирая ни на какие угрозы и посулы, мы, возможно, станем свидетелями постепенной, но неуклонной утраты Соединёнными Штатами своего нынешнего статуса глобального лидера.
Поэтому мы можем с уверенностью предсказать в перспективе ближайших месяцев самые неожиданные политические повороты, связанные с развитием ситуации вокруг Украины, которые будут налагаться на новую фазу ("вторую волну") как мирового системного кризиса, так и социально-экономического кризиса внутри "нэзалэжной". А для того, чтобы застраховать себя от подобных рисков, Россия должна провести внутреннюю чистку "элит", развернуть более эффективную планово-рыночную экономику и максимально идти на сближение с Востоком, прежде всего — с коммунистическим Китаем.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий