Нефть: Разлив на троих
Если бы всё на свете определяла экономика, многое в мире сложилось бы по-иному. Мы бы никогда не победили в Великой Отечественной – прекрасно оснащённая гитлеровская армия, за которой стояли крупнейшие финансовые кланы, имела все шансы выиграть войну. И поднять разрушенную страну из руин за считанные годы никакому капитализму было бы не под силу.
Да и события последнего года не укладываются в рамки экономических закономерностей – европейский рай обернулся для Украины надвигающимся дефолтом, сверхобеспеченная Америка ломает отточенные стальные зубы о разрушенный Донбасс, а санкции рикошетом вернулись к их инициаторам. Очевидно, историю творят не только деньги, а что-то ещё, выходящее за пределы рыночного понимания.
Изменение цен на нефть часто представляют как одну из самых неразрешимых загадок. Закулисные сговоры так и остаются тайной за семью печатями, а дискуссии насчёт их инициаторов дальше предположений не идут. С появлением в начале 1970-х нефтедоллара ситуация ещё больше усложнилась, а с введением фьючерсов в 80-х стремительно покатилась под откос. Нефть только за доллары – ничего хорошего, но обмен нефти на бумажки привёл к тому, что цена на неё превратилась в этакий финансовый икс, привязанный не к объективным рыночным причинам, а к колебаниям валюты и всем умозрительным субъективным факторам, которые могут на неё повлиять (интересующимся можно порекомендовать статью Я. Миркина «Анатомия цены на нефть: она только на треть зависит от спроса и предложения»).
В этом случае сакраментальный вопрос – почему меняется нефтяная стоимость – в принципе предполагает самый простой ответ: потому что кто-то так захотел. Конечно, этот кто-то должен быть очень умным, обладать значительным международным весом и серьёзными нефтяными запасами. На сегодняшний день в мире имеется всего три таких игрока: США, Саудовская Аравия и Россия.
Гегемония Америки и стоящих за неё финансовых кланов отчасти обусловлена природной наглостью и убеждением, что им всё можно. Но с точки зрения материализма, основой их чувства превосходства является
а) выдвижение доллара как мировой валюты
б) контроль над рынком «чёрного золота», пока ещё остающегося главным энергетическим источником на нашей планете.
Оба эти инструмента за последние десятилетия оказались накрепко связаны между собой и замкнуты на США, что, конечно, упрочило американские позиции, но мировую экономику сделало крайне уязвимой. Участившиеся финансовые кризисы, опровергающие любые прогнозы и увеличивающие долларовую массу, повлекли за собой необходимость в постоянных вооружённых конфликтах. В свою очередь, войны и локальные столкновения ещё больше дестабилизируют обстановку, провоцируя очередной кризис. Поэтому в последние годы всё больше экспертов склоняются к тому, что разорвать порочный круг можно, если, во-первых, ввести альтернативные денежные единицы, а во-вторых, закрыть известному и очень ограниченному числу лиц доступ к манипулированию нефтью.
Однако сегодняшняя «картина масла» выглядит прямо-таки сюрреалистично. Величины, всегда считавшиеся постоянными, в ней явно «плывут», как время на полотнах Дали. Начать с того, что непонятно, кому выгодны уходящие в крутой штопор нефтяные цены и с какой коварной целью закручивается этот самый штопор. Все разговоры о том, что такое падение якобы поддержит развивающиеся экономики (по данным Группы Всемирного банка), демонстрируют уровень наивности подростка – ну кто бы когда думал про эти экономики, да ещё и опускал ради них свой бюджет?
Страстное желание США насолить России, конечно, объяснимо, но, между тем, даже при рентабельности американской сланцевой нефти в 40-60$ (что крайне сомнительно, поскольку такие цифры не приводит никто, кроме самих американцев), нынешняя стоимость выглядит для неё очень рискованно.
Первая американская компания WBH Energy уже обанкротилась, ещё несколько готовы последовать за ней. Акции компаний, вложившихся в сланцевые проекты, по некоторым данным, за последние 3 месяца подешевели примерно на 40%. Стремительно сокращается количество буровых установок. Мексика собирается приостанавливать сланцевые проекты. Последние прогнозы о повышении нефтяных цен в случае инвестиций в американскую сланцевую отрасль звучат, как похоронный звон – кто же будет вкладываться в заведомо убыточные разработки, да ещё экологически неблагополучные? Судя по всему, Америка мечтала совсем не о таком результате, и он явился для неё неожиданностью.
На этом мрачном фоне от всех злорадных выпадов из-за лужи по поводу предстоящего российского дефолта веет намерением скрыть тихую панику, царящую в американской нефтянке. Штатовским деятелям прекрасно известна себестоимость добычи чёрного золота в РФ (4-7$ за баррель, рентабельность в районе 25-30$, по оценкам самых вредных экспертов), и поэтому их надежды на наказание непокорного Путина – не что иное, как показуха на публику. До вожделенной смены режима в России ещё очень и очень далеко, а вот до американского сланцевого краха уже совсем близко.
Предполагаемый союз США и Саудовской Аравии, созданный с тайным намерением обвалить российскую экономику, выглядит, если честно, тоже как-то подозрительно. Уж больно несхожие у них цели и задачи. Начать с того, что никаких исторических, географических и тем более ментальных предпосылок к тесной дружбе между арабами и американцами на данный момент просто не имеется в природе. Как известно, США в 1973 году предложили КСА торговать нефтью исключительно за доллары в обмен на помощь и поставки оружия. С тех пор отношения между весьма условными союзниками не раз серьёзно осложнялись. А за последние пару лет миру стало более чем очевидно, к чему приводит фирменная поддержка от дяди Сэма – поставки оружия вовсе не гарантируют безопасность, в том числе и в ближневосточном регионе, скорее наоборот. Кроме того, в Эр-Рияде наверняка прекрасно понимают, кто финансирует у них под боком совершенно не нужное им ИГ, которое, что бы там ни говорили востоковеды, представляет собой в идеологическом аспекте нечто совершенно иное, чем родные саудовские вахаббиты.
Поэтому кажется очень сомнительным, чтобы богатые и мстительные саудиты ради какого-то Обамы в два раза роняли цены на нефть себе в убыток. Разорить Россию такими простыми мерами не получится, а вот испортить отношения с сильным северным соседом можно запросто. Нефтяные войны Саудовской Аравии не нужны, тем более в такой неустойчивой обстановке. К тому же за полвека река жизни утекла очень далеко, и вокруг теперь расстилается совсем другой политический ландшафт. Если саудиты до сих пор не отошли от старого и уже не столь нужного им договора, то, скорее всего, потому, что у них до сих пор не было альтернативы американской дружбе. И, похоже, теперь эта альтернатива появилась.
Итак, на первом плане мы имеем двух активных игроков, имеющих потенциал для манипуляций нефтяным обвалом. Однако, совсем как в бессмертной советской комедии,
- у одного из них есть отчаянное желание понизить цены, но нет возможности выдержать долгосрочные последствия такого шага;
- у другого имеется возможность (себестоимость нефтедобычи в КСА очень низкая), но нет никакого желания идти на поводу у ненадёжного партнёра и делать из России врага.
Отсюда следует несколько неожиданный вывод: цены на нефть опускает вовсе не Америка. Никакого сговора по этому поводу между США и Саудовской Аравией нет. И желание отомстить Путину тут не при чём.
Ключевые основы отношений мистического Востока с прагматичной Америкой и загадочной русской душой заслуживают особого рассмотрения.
В русском мире ценится искренность. Высокомерие, тем более основанное на деньгах, вызывает автоматическое отторжение. На Востоке же вас будут воспринимать в зависимости от того, как вы себя подадите. Если вы демонстрируете полную собственного достоинства уверенность в своей правоте, то считается, что у вас есть для этого все основания – финансовые, социальные, политические и т.д. Если же вы играете в демократию, грубо, по-простецки давите на партнёра или, Боже упаси, пытаетесь заискивать и идти на невыгодный для себя компромисс, значит, вам автоматически клеится клеймо конченого лоха, которого просто грех не развести втёмную по полной программе.
А теперь представьте себе разницу в политическом поведении Путина, осознающего, что за ним стоит великая Россия, и несущего ответственность за свою страну, и Обамы, ощущающего себя тряпкой в руках какого-то там «клуба 300», бильдербергского дома престарелых и Бог знает кого ещё. И без всяких психологических экскурсов понятно: страна, президент которой играет под чужие интересы и продвигает антиценности, не вызовет ни уважения, ни доверия, тем более в своенравном мусульманском мире.
Восток – дело тонкое, Барак Хуссейнович. Это вам не продажная запуганная Европа с меняющейся каждый день ориентацией. Один неосторожный шаг – и злопамятные арабы станут вашими врагами на долгие годы, а исправить это будет очень трудно.
Теперь рассмотрим факты.
1. Кроме США, зависимость от нефтедоллара больше не нужна никому, в том числе и Саудовской Аравии.
2. Несмотря на сирийские и иранские разногласия, отношения между РФ и КСА за последние два года продолжают развиваться. Расширяется экономическое сотрудничество. Время от времени даже появлялись не подтверждённые, но и не опровергнутые слухи насчёт оружейных контрактов.
3. Фейки про причастность саудовских спецслужб к терактам в Волгограде – явно заокеанского происхождения и демонстрируют полное незнание восточной психологии. Вряд ли саудиты настолько дорожили сирийской оппозицией, чтобы из-за неё навлечь на себя неистовый гнев России и Владимира Путина, пообещавшего «мочить террористов в сортире» и до сих пор исправно выполнявшего обещание. Зато вполне в американском стиле перевести стрелы на третьего, дабы осложнить отношения между своими противниками.
4. Мартовский визит американского президента в Саудовскую Аравию провалился. Король, по словам источника, выслушал его выступление, не сказав ни слова – такая восточная невежливость есть высшее проявление пренебрежения и недоверия. Сомнительно, чтобы после подобного демарша отношения могли быстро потеплеть.
5. В июне состоялись интенсивные контакты между руководством России и КСА на разных уровнях, включая личные встречи, телефонные беседы и визит Сергея Лаврова на полуостров.
6. В июле-августе цены на нефть начали падать, а доллар и евро в России стали расти.
7. В октябре состоялись визиты в Россию короля Бахрейна и наследного принца Абу-Даби (Бахрейн и ОАЭ – члены ОПЕК).
8. Нефтяное турне президента Венесуэлы – верного российского союзника – чётко обозначило лагерь противников США (включая Саудовскую Аравию) и показало наличие у них собственного плана действий.
Поведение России в этих условиях остаётся загадочным для внешних наблюдателей. Мало того, что она не возражала против решения ОПЕК сохранить добычу нефти на прежнем уровне, так ещё и сама добыла в 2014 г. её рекордное количество. Но и это не всё: имеется 20-миллиардный контракт с Ираном на покупку по бартеру всё той же нефти, что вызвало недоумение экспертов. При этом её экспорт из России в прошедшем году сократился на 4,3%. Для чего России столько чёрного золота, когда цена на него падает?
Дело в том, что, по данным аналитиков IHS, в последние три года сланцевая нефть обеспечивает практически весь прирост добычи в США и бóльшую часть прироста в мире. Значит, если с ней возникнут проблемы из-за низких цен, увеличение добычи прекратится. Российские запасы в этом случае будут не лишними.
Однако вытеснение с рынка сланцевых разработок – не единственная причина падения нефтяных цен и подъёма доллара. Более глубокое объяснение происходящему можно найти в просочившейся информации о переговорах между РФ и КСА по поводу дальнейшей судьбы торговли нефтью за доллары.
Любопытных отсылаем к статье Дж. Вилли с символическим названием «И пoцeлуйтe нeфтeдoллaр нa прoщaниe…». Так как грядущий отказ РФ от доллара становится всё более реальным, необходимо прежде всего отвязать от него российскую нефтянку. Сделать это в одиночку сложно. Другое дело, если на национальные валюты перейдут сразу несколько экспортёров. Благоприятный момент наступает тогда, когда за баррель дают меньше долларов и больше, скажем, рублей. В этом случае есть шансы избежать роковых экономических потрясений, неизбежных при выключении из оборота больших долларовых масс.
Последние несколько сумбурные заявления принца ибн Талала, эмоционально отрицающего антироссийский заговор, свидетельствуют о том, что саудитам, во-первых, есть что скрывать; во-вторых, в условиях низких цен на нефть они себя чувствуют неплохо; в-третьих, Саудовская Аравия не собирается играть в одни ворота с Америкой; в-четвёртых, у неё имеется собственная стратегия, скорее всего, согласованная именно с российской стороной.
Каким образом удалось уговорить коварное и агрессивное Королевство пойти на столь рискованный, хотя и, безусловно, дальновидный шаг, для посторонней публики, наверное, навсегда останется загадкой. Путин всегда предоставляет взаимовыгодный вариант и делает предложение, от которого невозможно отказаться. Недалёкие европейцы и чванливые постсоветские удельные князья, считая себя хитрее всех, продолжают цепляться за умирающую американскую финансово-политическую систему и тем самым губят свои страны и остатки своей власти.
В отличие от них, мудрый Восток, который, честно говоря, по менталитету гораздо ближе к нам, чем к гендерно неопределённым амероевропейцам, должен был сразу вычислить, с кем надо сотрудничать. Лучше примкнуть к тому, кто уже выстроил концепцию нового мира и приглашает вас в него на правах партнёра, чем пойти ко дну вместе с надоевшими всем США.
Как всегда, Путин действует гениально просто. Не надо придумывать хитрый план, если за вас его уже сочинил противник. Америка рассчитывала опустить цены за счёт лихорадочного увеличения скважин сланцевой нефти, перенасытить рынок и расшатать российскую экономику. Теперь о 100$ за баррель можно забыть, а, значит, начавшиеся разработки сланцев накрываются медным тазом. Конечно, российская арктическая нефть тоже требует значительных вложений. Но разница в том, что Америка уже успела по уши увязнуть в своих проектах, и несколько месяцев низких расценок могут оказаться для них последними.
Крики, доносящиеся с тонущего сланцевого «Титаника» на другом берегу Атлантики по поводу экономического краха России (запасшейся рублями по самое не хочу и скупившей по дешёвке свои акции), возмущения её обнищавшего населения (сметающего с прилавков квартиры, машины и телевизоры) и свержения Путина (имеющего рейтинг в 85%) являются отголосками провалившегося американского сценария. Просто пьесу по нему поставили не США, а их главный геополитический противник.
Вы хотите обрушить стоимость нефти? Хорошо, мы сделаем это вместо вас и раньше вас. На своих, а не на ваших условиях. До предела, который установим мы, а не вы, и который выгоден нам, а не вам. А вы уж как хотите. Строить заговоры и обвалить цены во вред партнёрам – это некрасиво и чревато последствиями. Воспользоваться ситуацией и лёгким пинком подтолкнуть их ещё немного – совсем другое.
Большие решения требуют готовности к большим рискам. Вряд ли США согласятся без боя сойти с пьедестала. Нет сомнений, что у Госдепа готов не один план по созданию новых проблем для России. Но после вступления в столь сложную игру назад пути уже нет. Из сетей низких нефтяных цен, санкций и падающего рубля можно выйти, только отказавшись быть связанным с источником всех этих неприятностей. Иначе он будет продолжать безжалостно дёргать за доступные ему ниточки и нажимать на созданные им самим рычаги для приведения несогласных к покорности.
Поэтому, как гласит древняя мудрость, «делаешь – не бойся, боишься – не делай, а сделал – не сожалей...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий