пятница, 22 мая 2015 г.

Из-за чего попух Полонский?

Полонский не олигарх, но средство давления

12 291 26
Полонский не олигарх, но средство давления Фото: Politrussia.com

Интересным совпадением в этой истории является то, что события вокруг «Кутузовской мили», которые довершили злоключения Полонского, и продажа «ТНК–ВР», с которой, по моему мнению, началась истинная цепочка событий, приведших к недавней экстрадиции, случились одновременно — осенью 2012 года.
Поскольку про экстрадицию уже написали все, то давайте приглядимся к хронике нефтяных страстей России, которые, кажется, и затянули в итоге Полонского в свой водоворот.

«ТНК–BP» — призраки прошлого

Известен конфликт 2008 года, когда при царствовании Дмитрия Анатольевича «Либеральнейшего» наши олигархи взглянули на нового президента и почему-то вдруг вспомнили своё «боевое» прошлое ельцинских времён и с былой сноровкой решили малость «подвинуть» своих партнёров из British Petroleum, которые договаривались об инвестициях ещё при Путине.
И что особенно интересно: с жалобами на то, что наши олигархи «расшалились», британцы прибежали именно к Путину же, хотя он тогда уже был лишь премьером, а не обратились к столь известному своей прогрессивностью и либеральностью Медведеву. Почему-то в British Petroleum полагали, что именно от Путина можно ожидать действенной поддержки по части выполнения достигнутых ранее соглашений. И Путин, как можно видеть из результата, действительно в итоге помог утрясти ту историю, не доводя её до суда. Стороны пришли к соглашению, хотя сноровистые ребята из «Альфы» успели изрядный кусок оттяпать в ходе стычки.
Почему же британцы не побежали к «либеральному» Медведеву? А дело в том, что у него тогда был не менее либеральный помощник Аркадий Дворкович. Этот интересный чиновник с 2004 по 2008 гг. являлся членом совета директоров АК «Транснефть», монопольной компании, занимающейся транспортировкой нефти. Именно в период нахождения Дворковича в совете директоров корпорация неоднократно подвергалась обвинениям в использовании коррупционных схем для теневой транспортировки нефти, а также выводе из компании сотен миллионов долларов США, формально под нужды благотворительности. Счетная палата проверила деятельность монополии в 2008 г. и нашла массовые нарушения, свидетельствующие о нанесении ущерба государству на сумму $4 млрд. Данные проверки не были обнародованы и стали известны после утечки информации. Вскоре после окончания проверки Дворкович покинул совет директоров «Транснефти».
В депешах американских дипломатов (рассекречены сайтом WikiLeaks) руководству США сообщалось, что, по мнению британского директора компании Р. Дадли, к конфликту акционеров «причастны высокопоставленные представители правительства России». Об этом свидетельствует докладная записка заместителя посла США в России Эрика Рубина от 24 июля 2008 г., в которой высказывается мнение, что: «… советник Медведева по экономическим вопросам Аркадий Дворкович также поддерживает действия AAR», — сообщает автор документа. То есть, Дворкович в этом конфликте играл на стороне «Альфы».

Семейные ценности

Между прочим, жена Дворковича, Зумруд Рустамова, с 2006 года тесно связана с Сулейманом Керимовым и его любимым активом — холдингом «Нафта-Москва», который, учитывая положение её мужа на тот момент как члена совета директоров АК «Транснефть», имел возможность получать весьма приятные преференции для ведения своего бизнеса.
А Дмитрий Анатольевич тем временем кушал гамбургеры с Обамой. Однако в правлении British Petroleum не нашлось любителей фастфуда, и поэтому в Лондоне недолго думали, когда от «Роснефти» поступило заманчивое предложение продать долю акций в сомнительном и нервном холдинге с российскими олигархами в обмен на приличную денежную выплату и, главное, очень увесистый пакет в 12,84 % акций государственной «Роснефти». Кстати, это произошло, как я сказал, осенью 2012 года, как только Путин снова стал президентом. Видимо, он не оценил «шалости» наших уважаемых предпринимателей, и решил консолидировать этот бизнес в более надёжных руках.
Согласование сделки шло довольно тяжело, главным образом, потому, что наши олигархи очень не хотели уходить из нефтяного бизнеса. Как на Украине все хотят причаститься к газовым деньгам, так и в России самые амбициозные и зубастые олигархи всегда хотят заниматься нефтянкой. Тем не менее, в марте 2013 года сделка была закрыта, из-за чего озлобленные бизнесмены тут же кинули «ответочку» в лучших традициях 90-х годов: в «Форбсе» появилась скандальная басня про «5 миллионов в день» Игоря Сечина, главы «Роснефти», и тут же эту тему подхватил Навальный, у которого был замечательный соратник Владимир Ашурков — по случайному стечению обстоятельств, разумеется — выходец из «Альфы».

Казус «Башнефти»

Примерно год продолжалась эта вялотекущая драчка, пока не разразился скандал с «Башнефтью». Это был уже 2014 год, охлаждение отношений с США становилось всё более очевидным, и государство, опасаясь возможности подкупа иностранными интересами региональных или деловых элит, стремилось консолидировать нефтяную отрасль в своих руках, памятуя сложные истории с представителями этого бизнеса.
Как водятся, договориться с региональными элитами оказалось куда проще, чем «родным» бизнесом, который любит вкус гешефтов и хруст французской булки, и не любит, когда его лишают этих удовольствий. И этот бизнес, как водится, побежал к одному из главных своих предстоятелей в органах власти — к Аркадию Дворковичу, который на пути к государственной власти успел поесть почти из всех кормушек, включая «Сбербанк» и «ВТБ», подружиться с «Русалом», которому помог реструктуризировать задолженность (при помощи «Внешэкономбанка»), поработал в уже упомянутой «Транснефти». Кстати, его младший брат, Михаил Дворкович, успешно работал при Лужкове со многими ведущими столичными девелоперами, включая компании группу «ПИК» и компанию нашего дорого Полонского.

В помощь Навальному

В начале июня 2011 г. у Михаила Дворковича вышел конфликт в главой ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным, который подал иск о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда и требовал обязать Дворковича опровергнуть несоответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство утверждения, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 200 тыс. руб. Поводом для иска стала запись в блоге Дворковича, в которой он заявил, что глава «РЖД» оказывает «прямое влияние на обнищание граждан России и поэтому не достоин участвовать в перевозке Благодатного огня» самолетом из Иерусалима в Москву.
В сентябре 2011 г. Владимир Якунин выиграл иск о защите чести и достоинства, который он подал против критиковавшего его Михаила Дворковича. Последний должен в качестве компенсации морального вреда выплатить Якунину 50 тыс. руб. и опровергнуть порочащие высказывания.
Однако этот конфликт ещё вышел Якунину боком, когда на него начал прицельную охоту Навальный, а после сделки с покупкой «ТНК-BP» в список «на отстрел» попал ещё и Сечин.
Итак, к 2014 году, к моменту национализации «Башнефти», Аркадий Дворкович пришёл с уже изрядным бэкграундом собственных интересов, обязательств, связей, услуг, знакомств и конфликтов. Поэтому, как недавно писалось, он неожиданно решил присоединиться к травле, устроенной Навальным, и под предлогом «борьбы за чистоту рядов» протолкнул правительственное постановление, обязывавшее глав коммерческий корпораций с государственным участием публично раскрывать свои доходы. О судьбе этого постановления мы уже писали: в итоге его вернули к первоначальному виду, где главы таких компаний были обязаны информировать лишь правительственные структуры, но на набравшего слишком большой вес и много прыти либерального вице-премьера началось активное давление. К нему приставили экс-губернатора Ткачёва, чтобы приглядывал за не в меру шустрым юношей, и начали искать дополнительные меры для того, чтобы один из главных лоббистов наших олигархов оставался всё же фигурой подконтрольной.
Однако и этих вежливых намёков из Кремля и со Старой площади не пожелали понять в «Альфе» и некоторых кабинетах Белого дома. Вместо демонстрации готовности к переговорам последовала атака на «Уралвагонзавод», которая, видимо, и переполнила чашу терпения центральной власти. Суд отменил арест полумиллиарда рублей «Уралвагонзавода» по иску Альфа-банка, а власть приняла решение, что пора это всё заканчивать.

И наконец-то — Полонский

Тут-то и пригодился Полонский, который очень долго пребывал в тёплых странах, что всех устраивало, но недавно был оттуда выдернут для привлечения его в политическое противостояние власти и крупного бизнеса. Видимо, вспомнили его знаменитое письмо двум замечательным братьям:
19.07.2013, в 14:18, Sergey Polonsky < 0458abc@gmail.com> написал(а):
Товарищи ДВОРКОВИЧИ мне стало известно что вы в высоких кругах распростроняете обо мне бред и лож
прошу вас сегодня подумать и извинится за написанное ниже или вначале я позваню вашему равину потом доложу о вашей гнусности ВВП а потом вы попадете в список МАГНИТСКОГО
начало игры в воскресенье
С наилучшими пожеланиями
ШАБАТ ШАЛОМ
ПОЛОНСКИЙ
Тут следует вспомнить, что связь Полонского с обоими Дворковичами действительно очень плотная. С октября 2006 г. Михаил Дворкович — директор департамента общественных связей, а с июня 2007 года по февраль 2008 г. — советник председателя совета директоров корпорации Mirax Group Сергея Полонского. В ноябре 2009 г. он принял приглашение вернуться на должность советника Полонского по связям с общественностью и покинул эту должность в октябре 2010 г. Привлечение Полонским Дворковича для работы в Mirax Group во многом было связано с попыткой спасти компанию за счет приема на работу известных людей или их родственников. Помимо Дворковича, Полонский также нанял экс-руководителя Госстроя Николая Кошмана и Олега Косована — сына Александра Косована, тогдашнего руководителя департамента городского строительства Москвы, доверенного лица вице-мэра Владимира Ресина.
Банк ВТБ, в наблюдательном совете которого заседает Аркадий Дворкович, выкупил значительное количество площадей в построенной Полонским башне «Федерация» в Москва-сити. В марте 2011 г., когда Полонский объявил о финансовых трудностях, ВТБ докупил еще несколько этажей в башне. Сумма сделки не раскрыта. По данным компании на 2010 г., основной долг девелопера был равен $593 млн. Весной 2011 г. подписано и соглашение о реструктуризации долгов Mirax Group с «ВТБ» на сумму около $5 млн. на семь лет под 8% годовых.
Существенную помощь Mirax Group оказал и «Сбербанк», в наблюдательном совете которого работал Аркадий Дворкович. В феврале 2011 г. Сбербанк сообщил о предоставлении Mirax Group кредита на $370 млн., из которых $100 млн. планируется пустить на погашение долга застройщика перед «Альфа-банком», а остальное — на достройку башни «Федерация». Первый транш выделяется под 12% годовых, затем ставка начнет снижаться и будет уменьшена до 9%. Залогом выступают непроданные площади в «Федерации» (140 тыс. кв. м).
Покидая корпорацию в октябре 2010 г., Дворкович написал: «У компании уже все в порядке. Уверен в блестящем будущем Миракса». В это время в офисах Mirax проходили обыски, а спустя короткое время совет директоров принял решение о закрытии бренда компании.

Уголовное дело

И на данный момент ситуация выглядит именно так, как она должна выглядеть. Формально Полонский находится под обвинением в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. Также ему почти наверняка будет предъявлено обвинение в легализации преступных доходов, что позволит начать процесс изъятия его имущества в пользу государства. Эти обвинения «для старта» должны дать Полонскому представление о том, что государство настроено серьёзно.
Параллельно наверняка начались закулисные разговоры с различными представителями и ставленниками Дворковича на предмет того, чтобы его влияние в правительстве и его лояльность олигархам плавно начали бы сокращаться. Как водится, для начала ему предложат «по-хорошему» отозвать «своих» людей с различных ключевых позиций, возможно — принять несколько решений, которые убедят Кремль, что подозрительный вице-премьер всё же работает на стороне государства, а не занят только лоббированием интересов олигархов. Насколько можно судить по практике нашей внутренней политики, пока что не будет заходить речь об отставке. Кремль не хочет развязывать полномасштабную войну с бизнесом в условиях санкций и общемировой турбулентности. Напротив — власть желает стабилизировать наиболее «люфтящие» звенья в государственной машине, чтобы все чиновники были управляемы и подконтрольны, а не занимались бы подковёрной грызнёй, да ещё и переходя при этом время от времени на сторону людей, которые откровенно желают государственного переворота в стране.
В качестве меры давления на Дворковичей будет использоваться возможность заведения уголовного дела по «Мираксу» и досконального изучения того, чем именно там занимался Дворкович-младший на своей работе у Полонского, и какие именно деньги от ВТБ пролоббировал для «Миркса» Дворкович-старший через свои позиции в наблюдательных советах «Сбербанка» и ВТБ.

Подготовка к тряске

Таким образом, чего нам следует ждать. Очевидная цель государства — не развязать войну с бизнесом, а увеличить его подконтрольность. Очевидно, мимо внимания Кремля и Старой площади не прошли определённые движения из-за границы, заявления Ходорковского и не слишком лояльные жесты представителей российской олигархии. Приближаясь к предвыборному периоду, власть не только демонстрирует серьёзность намерений для тех, кто хочет поиграть в игры на региональных выборах, но и озабочена обеспечением надёжности своих позиций в преддверии более серьёзных выборов — думских и президентских. Усмирение Дворковича и «Альфы» следует расценивать как первые ласточки для нашего бизнеса, который не пожелал понять первых, более вежливых намёков власти. Очевидно в этом же ракурсе следует рассматривать и арест Хорошавина, который плотнее, чем следовало, слился в экстазе с деловыми кругами, забыв о своей первой задаче по обеспечению государственной власти. Заодно это был намёк и остальным регионам.
Иначе говоря, мы наблюдаем подготовку центральной власти ко входу в область турбулентности. Контроль будет ужесточаться, и то, на что раньше соглашались смотреть сквозь пальцы, теперь явственно артикулируется как запрещённая активность. Думаю, действия Кремля весьма своевременны. В России не принято уважать слабых, и остаётся демонстрировать силу, потому что одной лишь договороспособности прежних лет теперь оказывается недостаточно.

Комментариев нет: