10 января 2016 г. 13:01:51
Портить нам новогодние каникулы уже стало традицией.
В прошлогодний декабрьско-январский период Россия получила обвал рубля, падение цен на нефть и срыв первых минских соглашений в виде жутких обстрелов Донецка. Мир горячо сочувствовал «Шарли Эбдо», а несчастные дети Донбасса оказались «не Шарли» и «вне Шарли». Всё это проходило на фоне переходящей в визг антироссийской истерии в западных СМИ и не менее острого психоза радикальных российских оппозиционеров, с пеной у рта требующих войны с Украиной. Праздники получились весёлые.
Истории оказалось мало одного захода. В аналогичном отрезке нынешнего Нового года мы снова имеем падение рубля, правда, с меньшей высоты и на меньшую глубину, рухнувшие в недосягаемую бездну нефтяные цены и обстрелы ЛДНР. Чтобы мы не скучали от однообразия новогодней политической картины, ФРС подняла ставку, Саудовская Аравия со товарищи полезла на иранский рожон, КНДР выпустила призрак водородной бомбы, а мигранты устроили европейкам Варфоломеевскую ночь и утро стрелецкой казни в одном флаконе. Роль рождественской закуски сыграл Китай, обваливший свою фондовую биржу и заодно – наверное, перепутав его с Сантой Клаусом, – американского Доу-Джонса.
Количество, синхронность и широкая география этих событий не позволяют приписать их проискам вездесущих врагов, ибо какой-либо единой внешней закономерности в них не прослеживается. Непонятно, кем они инициированы и против кого направлены, ибо, в конечном счёте, в пострадавших оказываются все.
Усиливающееся с каждым днём напряжение, охватившее планету за прошедший год, является главным итогом 2015-го. Краткий обзор новогодних сюрпризов – лишь его малая часть, ибо мы имели возможность вздрагивать от них целый год. Устав от неожиданных решений правительств, непредсказуемых поступков лидеров, непонятного поведения целых стран и народов, каких-то нелогичных, необъяснимых зигзагов политических и экономических курсов государств, прыжков национальных валют, коллизий в обществе, мы сделались фаталистами и почти перестали реагировать на них.
Отчасти это говорит о том, что от конкретных шагов конкретных субъектов мало что зависит. Бывают периоды, когда наши судьбы решают за нас силы столь мощные, что бороться с ними бесполезно. Любое непродуманное действие принесёт неминуемый вред.
Собственно, на конец года приходится несколько основных политэкономических загадок, разгадки которых, как ни странно, расположены в одном источнике.
Первое большое международное недоумение – ничем не обусловленное агрессивное поведение двух ближневосточных государств: Турции и Саудовской Аравии. Если присмотреться, действуют они по одному шаблону:
1) наглая провокация – удар в спину, сначала России от Эрдогана, затем Ирану от саудитов;
2) вовлечение в конфликт соседей.
Судя по всему, выдвинуть Турцию в качестве двигателя сирийской войны не вышло. Оперативно обнародованные нашими военными данные о торговле эрдогановского клана с ИГИЛ стали смертным приговором турецкой монархии, какой бы её ни представлял в мечтах турецкий президент. Кремль разыграл беспроигрышную карту: террористов вслух осуждают все, даже Америка. Простить Реджипу Тайиповичу бизнес с Исламским государством никак не получилось. По существу, Турцию сбросили с политической сцены.
Такой результат был предсказуем и, похоже, предполагался с самого начала. То есть Эрдогана элементарно подставили, воспользовавшись его имперскими амбициями, и пообещали ему сладкую жизнь в обмен на конфликт с Россией. Зная наперёд, что с Путиным такие номера не пройдут, и он быстро воспользуется имеющейся информацией о шашнях турок с игиловцами. Из чего, между прочим, следует, что автору подставы было известно о том, что у российского Генштаба такие сведения есть. Откуда известно? Да прямо с полей сражений.
Очень хитрый план. И почерк, которым этот план написан, явно не американский. Уж больно по-восточному тонко. Наши заокеанские друзья, не в обиду им будь сказано, несколько туповаты для такой изысканности.
А кого ещё мог послушать самолюбивый турецкий лидер? Тех, кого считал друзьями и коллегами по антиасадовскому цеху – Саудовскую Аравию. Которая, как мы поняли, тесно контактирует с сирийской оппозицией, следовательно, знает, в каких районах летают наши самолёты, что они могут там увидеть и какой компромат на Эрдогана потом предъявят.
Было ли это преднамеренной сдачей геополитического конкурента со стороны Саудовской Аравии? Вполне возможно. Восток – дело коварное. А саудовский королевский клан собаку съел на подобных интригах.
Также на первый взгляд неясно, для чего саудиты решили конфликтовать с Ираном. Религиозные разногласия между суннитами и шиитами существуют веками, но почему-то именно сейчас, а не годом раньше или позже, они дошли до разрыва отношений. Тоже из-за нефти? А что, без посла КСА или Катара в Тегеране Иран не станет продавать нефть в Европу? Что-то не верится. Иран – это вам не Йемен, и так просто его не запугать.
Для тех, кто ещё не догадался, в чём тут фокус, напомним, что КСА, Иран и Турция – три самых крупных и влиятельных государства арабского / ближневосточного региона. Из чего напрашивается вывод, что Королевство взялось за ликвидацию конкурирующих фирм.
Второй загадкой является один из главных трендов прошедшего года – снижение цен на нефть, ставшее спусковым крючком для последующих экономических потрясений. Распространённое мнение о том, что оно сделано в пику России, по правде говоря, несколько неправдоподобно. Во-первых, если мы понимаем, что таким образом Россию не сдержать, это должны понимать и ЦРУ с Пентагоном – не стоит думать, что они настолько глупее нас. Во-вторых, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и проект, сработавший в 80-е при развале Советского Союза, в следующий раз провалится уже по причине его известности.
Вообще в современной жизни чёрного золота много тайн, интриг и неувязок. Например, все бурные события сирийской войны, по всем законам экономики, должны привести к росту цен, а не к падению. Разбомблённые цистерны ИГИЛ и перекрытые транспортные пути в Турцию – красноречивое и вроде бы неопровержимое доказательство в пользу такого предположения. Но... чего нет, того нет.
Если отвлечься от затёртой до дыр теории заговора, то основная объективная причина для дешевизны нефти заключена в её переизбытке. Её не успевают покупать. Однако в свете такого предположения ОПЕК почему-то не сокращает добычу. Более того – её не сокращает и Россия. Конечно, чем больше нефти продано, тем больше денег за неё получено, а когда нефть дешёвая, лучше продать её побольше. Но дело не в индивидуальных мотивах, а в том, что налицо опять же непонятная солидарность в этом вопросе.
И третья, самая большая загадка – что при всём при этом делает Америка?
Ответ потрясает своей простотой, неожиданностью и полнейшим несоответствием имиджу залужного монстра.
Америка не делает ничего.
Предприимчивые сыны Нового Света как будто растеряли всё своё природное нахальство. Они не бросились защищать турецкого брата по НАТО, обиженного Путиным, не поддержали пионерский слёт оппозиционных сирийских террористов в Эр-Рияде, не осудили Иран, возмутившийся казнью шиитского проповедника. И как-то подозрительно молчат по поводу срывающихся в штопор цен на нефть. Ну почему бы не сказать, например, что это козни Кремля? Или Башара Асада?
Сюда же можно добавить полную отрешённость США от страданий скатившегося в мертвецкий запой Порошенко, и от проблем терзаемой мигрантами Европы, на которую они вообще махнули рукой.
Странной стала и риторика Вашингтона. Из уст Керри мы слышим какие-то чересчур примирительные заявления, за которые его потом вроде бы ругают, но слово – не воробей. И Россия как-то незаметно исчезла из списка главных угроз Вашингтона. Темпераментный Трамп громогласно восхищается Владимиром Путиным, а бедный Обама робко ищет встреч с российским президентом и глядит на него, как на истину в последней инстанции...
Как всегда, существует только одно правильное объяснение событий, в которое естественным образом укладываются все непонятные детали. Америка стремительно теряет все свои позиции на Евразийском континенте. Последней каплей в этом процессе явилось российское вмешательство в сирийскую войну, но основным индикатором ситуации стала вовсе не Турция и не Сирия, а Саудовская Аравия. Саудиты восточным нюхом почуяли слабость бывшего руководителя и пошли в наступление, не иначе как желая занять место США на Ближнем Востоке.
Отсюда и резко участившиеся визиты в Кремль деятелей в длинных белых одеяниях с платками на голове. Арабский мир, желая в будущем доминировать без проблем, старается наладить отношения с появившейся в регионе третьей силой. Наверное, в отличие от российской оппозиции, они верят в пророчества старца Паисия о возвращении Византии и переименовании Стамбула в Константинополь...
Такое кардинальное изменение конфигурации должно иметь под собой веские экономические основания.
Российские радикалы, требующие крови Центробанка и Минфина, умалчивают о том, что в потере позиций нацвалюты Россия далеко не одинока (http://www.gazeta.ru/business/2015/12/23/7987517.shtml) и даже не в худшем положении. Кроме того, от анализа обычно ускользает и другая сторона вопроса: а что делают пострадавшие страны при обвале их денежных единиц? Вряд ли они будут долгое время сидеть и молча ждать, когда их в очередной раз ограбят.
При нынешней взаимной интегрированности экономик упускается из виду очевидный факт: если доллар влияет на национальные валюты, то и национальные валюты влияют на доллар. Поднимая стоимость доллара, США тем самым уменьшают его количество в обороте пострадавших государств. Чаще всего это вынужденная мера, как, например, в Китае, ограничившем продажу американской валюты. А население просто не имеет возможности покупать дорогой доллар. Всё это запускает процесс, обратный американским ожиданиям: долларовая масса постепенно уходит из оборота.
Поэтому падение цен на нефть имеет более глубокие основания: не нефти слишком много, а долларов слишком мало. Страны, вынужденно или целенаправленно исключающие доллар из расчётов, более не могут предоставить его в нужном количестве. Платить по сотне за баррель просто нечем.
Это говорит, во-первых, о том, что в одночасье отказываться от доллара не стоит. Лучше подождать, пока он самоликвидируется естественным путём. Коней на переправе не меняют. И Россия в данный момент должна не реформировать экономику, а лавировать, чтобы её не раздавила туша агонизирующего американского демона.
Во-вторых, плохо будет всем, но хуже всего придётся Соединённым Штатам. По одной простой причине: у них, кроме доллара, ничего нет, и переходить им не на что.
К чему это приведёт? Разумеется, Америка пытается принять меры. Цель Транстихоокеанского и Трансатлантического партнёрства – сохранить в ареале обитания зелёной бумаги хотя бы союзников, которым можно будет ставить условия. Не исключено, что одной из тем контактов Обамы и Керри с российским руководством является очередной передел мира, вроде Ялты-2. И заносчивая Америка опять стоит по стойке «смирно» перед Владимиром Владимировичем, как в своё время перед Иосифом Виссарионовичем...
Если взглянуть на нашу планету целиком, то заметно, что всплеск борьбы за власть и передел сфер влияния происходят не только на Ближнем Востоке. Африка и Латинская Америка охвачены конфликтами. Благополучная Европа за какой-то год превратилась в криминогенную зону. Вряд ли всё это напрямую связано с происками американского гегемона. Скорее всего, процесс уже идёт сам по себе, независимо от их предпочтений и усилий. В смутные времена каждый тянет одеяло на себя.
А что же Россия? Почему она не интригует, не подставляет, не воюет?
А потому что ей это не нужно. Её миссия не в том, чтобы занять освободившийся престол мирового жандарма. России предназначено стать первой в новом мире, где никаких жандармов не предполагается. И она займёт уготованное ей место без всяких ухищрений. Всё сметёт она со своего пути, и не только не исчезнет, но станет властелином мира.
Не верящим в пророчества – время покажет.
Юлия Бражникова
Комментариев нет:
Отправить комментарий